+38 (044) 502-69-06 / +38 (067) 323-11-20

+38 (044) 502-69-06 / +38 (067) 323-11-20

Реализация принципа «двойной записи» в управленческом учете.

Реализация принципа «двойной записи» в управленческом учете.

Как известно, принцип «двойной записи» является одной из основ, на которой строится учет результатов экономической деятельности предприятия. Когда мы говорим о двойной записи, дебет и кредит, первым на ум приходит понятие «бухгалтерского учета». Однако, с точки зрения руководителя, принципы двойной записи важны не только и не столько для контроля правильности отражения в учете хозяйственных операций, сколько для удобства анализа экономических показателей и результатов деятельности предприятия.

Ограничения и требования, выставляемые контролирующими органами по ведению бухгалтерского учета, часто делают бухгалтерскую информацию не пригодной для получения объективной и структурированной информации с точки зрения руководителя.

Что делать, если финансовая структура компании не совпадает с юридическим (когда в рамках одной юр. Лица существует несколько направлений бизнеса или наоборот - в рамках одного направления деятельности ведет работу несколько юр. Лиц, входящих в группу компаний), но при этом по каждому из направлений мы хотим видеть отдельный баланс? Как автоматизировать учетные задачи, если, с точки зрения руководителя, важно контролировать все показатели в валютном эквиваленте (при этом пользуясь для анализа показателей всеми преимуществами подхода с «двойной записью» хозяйственных операций)? Как показывает опыт - подобными вопросами часто задаются финансовые директора компаний.

Недавнее обращение от производственного предприятия сопровождалось именно такими требованиями.

Мы выбрали уже проверенный вариант архитектуры системы - организация управленческого финансового учета в отдельной информационной базе на основе типового решения "Управление производственным предприятием", при этом для целей управленческого учета используется подсистема бухгалтерского учета. Такой, казалось бы, не стандартный «финт ушами» несет в себе ряд преимуществ, а именно:

• возможность ведения управленческого учета на плане счетов с двойной записью в произвольной валюте, практически без каких-либо дополнительных вложений в доработке системы;

• готовый комплект финансовой отчетности (Баланс, Отчет о финансовых результатах, Движение ДС) - используются стандартные регламентированные отчеты, входящие в комплект поставки типового решения;

• свобода и гибкость в формировании финансовой структуры предприятия - балансовые единицы в информационной базе управленческого учета не связанные с юридической структурой компании и отражают в первую очередь видение структуры бизнеса высшим руководством компании;

• удобство развития и сопровождения системы: управленческая информационная база может развиваться независимо от системы бухгалтерского учета и при этом ее не нужно обновлять при изменении законодательства. В то же время система бухгалтерского учета может оставаться полностью типичной и обновляться в автоматическом режиме.

Конечно, при этом есть и ряд специфических задач, которые должны быть решены. В первую очередь это организация обмена между информационными базами управленческого и бухгалтерского учета. При его проектировании важно внимательно проанализировать существующие бизнес-процессы, а логика обмена должна быть хорошо продумана. Но, как показал опыт, данная схема удобна и в ряде случаев является оптимальным вариантом автоматизации учета для предприятий со сложной финансовой структурой.

Так, недавно нами был успешно закончен проект внедрения новой учетной системы для группы компаний в сфере IT-дистрибуции, где использовался именно такой подход. При этом было автоматизировано более 100 рабочих мест и система сейчас охватывает все ключевые бизнес-процессы по четвёртому направлениям в бизнесе группы компаний.

В рамках разработанной и внедренной системы был реализован управленческий учет по четвёртому балансовых единиц, которые были представлены 7 юридическими лицами. При этом необходимость двойного ввода информации практически отсутствует - по всем ключевым бизнес-процессами были определены точки ввода информации и алгоритмы, позволяющие максимально использовать информацию, которая была введена 1 раз, во всех видах учета.

Одна из интересных особенностей, которые стоит отметить, - это оригинальные алгоритмы анализа прибыли от реализации товаров. Когда закупки ведутся в валюте, реализация происходит в национальной валюте, но при этом используется валютный прайс-лист, а в контракте с покупателем предусмотрена возможность просмотра гривневой стоимости товара в случае значительных курсовых колебаний, и при этом для анализа используется курс, отличный от курса НБУ - на прибыльность деятельности начинают влиять различные факторы. В ходе проекта совместно с финансовым департаментом нашими специалистами была разработана схема управленческих проводок, которая позволяет выделять разные по своей экономической сущности курсовые разницы и четко понимать эффективность деятельности предприятия. Это стало особенно актуально в связи с экономическими потрясениями последнего полугодия.

Было и множество других интересных задач, которые решались в ходе проекта, как с финансовой стороны так и в части «операционки»: проработаны механизмы отображения логистической цепочки поставок и разнесения логистических затрат, контроль при отгрузке товаров, автоматическое снятие просроченных резервов, работа с ретро бонусами и их корректное отображение при анализе маржинальности продаж, возможность получения «баланса» взаиморасчетов с клиентами не только в гривне, но и в валюте управленческого учета и многое другое.

В общем, почти каждый проект содержит свои «вызовы», интересные и не стандартные задачи, поиском решений которых мы занимаемся совместно с ключевыми лицами со стороны Заказчика. Пожалуй, это - самая интересная часть нашей работы: с одной стороны подобрать для Клиента оптимальный способ удовлетворения его потребностей стандартными возможностями системы, предложить «bestpractices» для удовлетворения его уникальных потребностей, а с другой - быть готовыми уйти из «протоптанных троп», и в под время совместных мозговых штурмов находить новые, выгодные и удобные для клиента решение его задач!

)